Когда ребенок рождается, у него нет никаких талантов. Человек — это продукт своего окружения. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Это совершенно отчетливо демонстрирует работа Фумио Киды «Детская психология». В ней доктор Кида рассказывает историю двух маленьких девочек, воспитанных волками.
В 1941 году два профессора из Денвера и Йельского университета получили отчет о необычном исследовании. Один священник в Индии обнаружил двух маленьких девочек, которые выросли среди волков. Одной из них было около двух лет, а другой примерно семь. Младшую назвали Амала, а старшую Камала. В отчете содержались фотографии и данные наблюдения за ними в течение девяти лет. Находка была сделана в джунглях к северо-западу от Калькутты. (Говорят, что среди местного населения Индии до сих пор существует обычай избавляться таким образом от новорожденных девочек.)
Голова, грудь и плечи обеих девочек были покрыты густой шерстью. После того как ее состригли, они стали похожи на людей.
В волчьем логове дети ползали на четвереньках. Их глаза прекрасно видели в темноте, обоняние было чрезвычайно чувствительным. Бегали они на всех четырех конечностях, как собаки, причем настолько быстро, что людям нелегко было их догнать. У них были широкие плечи, сильные ноги. Коленные суставы были согнуты и полностью не распрямлялись. Предметы они брали не руками, а зубами. Ели и пили они, как собаки. Камала по всем повадкам напоминала волка. Она не только любила сырое мясо, но и демонстрировала явное пристрастие к мясу с душком. Она была невосприимчива к перемене температуры и не потела. Когда было жарко, она высовывала язык и часто дышала, как собака. Ее кожа была гладкой и твердой и поэтому не пачкалась, а ладони — сплошь в мозолях. Голова, покрытая длинными и спутанными волосами, была непропорционально большой. При малейшем звуке ее уши поднимались торчком, и она напрягалась всем телом. Если Камала была раздражена, ее ноздри раздувались, и она рычала, как собака. Если кто-то пытался помешать ей во время еды, она оскаливала зубы и ворчала.
Днем она спала, но как только солнце садилось, переходила к активному состоянию. По ночам она, как и в то время, когда жила среди волков, трижды принималась выть через равные промежутки времени — в десять часов, в час и в три. Эта привычка стала ее второй натурой, так как в течение многих лет она выла хором вместе с волками. За девять лет, проведенных в человеческом обществе, она так и не избавилась от этой привычки и продолжала выть вплоть до своей смерти в шестнадцатилетнем возрасте. Голос Ка-малы не обладал ни человеческими, ни звериными звуковыми характеристиками. Она издавала специфические нечленораздельные звуки.
Разве все это могло быть унаследовано!
Человеческое дитя, живущее среди волков и воспитанное ими, переняло и все их привычки. Чтобы выжить, человек автоматически приспосабливается к окружающей среде. Таинственная и непреодолимая сила жизни заставляет его вести себя так, как диктует среда. При одной только мысли об этой колоссальной мощи воздействия окружающей среды меня охватывает трепет.
Все вышеперечисленные факты показывают, насколько важно воспитание детей в самом раннем возрасте. Мы должны серьезно задуматься над тем, как воспитывать и чему учить детей, как воздействовать на их разум и чувства, на их поведение. До сих пор мы полагали, что все эти качества у них являются врожденными и передаются по наследству. Я настоятельно рекомендую отказаться от этих заблуждений. То положение, в котором оказались Амала и Камала, нельзя назвать иначе как ужасным! Оно закончилось, когда их забрали из волчьего логова и переместили в человеческое общество, но их опыт доказывает мощь человеческого духа. Несмотря на то что обе были людьми, они прекрасно приспособились к своим, то есть к волчьим, условиям жизни. Если бы на них с самого начала с такой же силой оказывали влияние цивилизованные условия человеческого общества и подходящая среда, то можно было бы ожидать прекрасных результатов. Как бы там ни было, ученые приравняли их по уровню развития к идиотам. Я так не думаю, особенно если учесть, насколько хорошо они адаптировались к своему окружению. Но главное здесь то, что их сформировала не наследственность, а среда. Дети живут, видят и чувствуют, и их способности развиваются в соответствии с окружением. Конечно, такой подход начисто игнорирует фактор наследственности, который люди упорно продолжают считать чрезвычайно важным.
Однако вспомните, что эти дети бегали на четырех конечностях, хватали предметы зубами, как собаки, питались сырым и предпочтительно протухшим мясом. Более того, плечи и грудь этих девочек были покрыты густой шерстью. Разве кто-нибудь может утверждать, что все это они унаследовали?
В современном обществе мы не отдаем детей волкам. Но неблагоприятная окружающая среда, с которой некоторые дети сталкиваются сразу же после рождения, наносит такой ущерб их развивающимся способностям, что результаты почти ничем не отличаются от воспитания среди волков. Если вы видите школьника с заторможенными или нарушенными способностями и считаете, что все дело тут в наследственности, то это большое заблуждение. Судьба детей находится в руках родителей.