У меня нет слов

Энеску был уже в преклонном возрасте, но я знал, что он по-прежнему в Париже. Мне очень хотелось, чтобы Кодзи поехал в Париж и учился там под руководством этой выдающейся личности и замечательного музыканта. В ноябре 1952 года, за три года до смерти Энеску, я получил от Кодзи следующее известие: «Я сдал вступительные экзамены в Парижскую консерваторию. Теперь мой учитель — профессор Бене-детти. От одного знакомого я узнал, что профессор Энеску болен и не берет учеников».
«У меня нет слов, — написал я ему в ответном письме. — Я просто не знаю, что сказать. Ведь я тебя отправил в Париж, чтобы ты учился под руководством Энеску. Неужели ты услышал от какого-то знакомого, что профессор Энеску болен, и не убедился сам, что с ним? Ты уехал из Японии только для того, чтобы заниматься с этим педагогом. Если ты уважаешь своего учителя, то не должен пользоваться слухами, а обязан сам разузнать все обстоятельства независимо от того, будешь ли ты у него заниматься. Это же совсем другое дело».
Через некоторое время от Кодзи пришло радостное и трогательное послание: «Я получил ваше письмо и многое понял, читая его. Я узнал адрес профессора Энеску и сразу же отправился к нему. Он принял меня. Это великий и чудесный человек. Несмотря на преклонный возраст и некоторую слабость, он предложил мне сыграть для него. Я исполнил для него чакону Баха. Когда я закончил, маэстро сказал: "Я был бы рад позаниматься с вами. Но в данный момент вы — ученик Бенедетти, и я считаю, что было бы бестактно переманивать у него учеников. Когда закончите Парижскую консерваторию, я с радостью приму вас". Профессор, я приложу все силы, чтобы закончить консерваторию как можно быстрее».
Я послал Кодзи ответ: «Дорогой Кодзи, спасибо тебе за письмо... Видишь, как полезно было навестить профессора Энеску? Когда-нибудь ты поймешь, что самое высокое благословение человек получает в жизни от встреч с людьми, наделенными высоким гуманизмом и чистой благородной душой. Ценность твоей собственной личности будет определяться той степенью их величия и красоты их характера, которые тебе удастся впитать. Однако для усвоения этих качеств от тебя потребуются смирение и рассудительность, которые возникают только на основе честности, любви и знаний. То, что ты будешь находиться рядом с профессором Энеску, добавляет мне уверенности и радости. Возможно, я желаю слишком многого, но мне хотелось бы, чтобы рядом с тобой был еще один человек — доктор Швейцер. Это было бы вообще прекрасно. Но какой бы высокой оценки ни заслуживали окружающие тебя люди, лишь от тебя зависит, научишься ли ты от них чему-либо. Только добившись в этом успеха, ты сможешь полностью реализовать преимущества подобного знакомства. Будь всегда скромен, ибо гордость мешает восприятию истины и величия. Пожалуйста, никогда не забывай этого».