Дети — это продукт тренировки и окружающей среды

Через десять лет я получил от Хироми письмо, к которому были приложены ноты. В то время она уже училась в школе. «Дорогой профессор, — сообщала мне она, — я написала стихи и сочинила на них музыку. У нас среди учащихся проводился национальный конкурс на лучшую песню. Мою песню отобрали для конкурса, и она заняла первое место».
Нужны немалые творческие способности, чтобы сочинять стихи и писать музыку. Вспоминая крошечную девочку на руках у матери, слушающую концерт Вивальди и радостно раскачивающуюся всем телом в такт музыке, я лишний раз убеждаюсь, что этот талант был воспитан в ней родителями.
Ацуми и Хироми родились совершенно обыкновенными детьми, и им повезло, что у них оказались такие родители.
Личность любого человека, то есть его способности, образ мышления и чувства, формируется и оттачивается в ходе тренировки и под воздействием окружающей среды. Все это отражается на его лице и в глазах и проявляется в характере. Окружающий мир день за днем оставляет отпечаток на нем, определяя шаги, которые человек совершает в жизни. Именно так, незаметно, и складывается его жизненный путь.
Далее я попытаюсь пояснить, каким образом каждый человек решает встающий перед ним вопрос: как пройти этот жизненный путь? Но сейчас мне хотелось бы поговорить на другую тему, которая меня волнует: как воспитывать детей.
Талант не наследуется
Первый месяц в жизни соловья определяет всю его дальнейшую судьбу...
Я всегда полагал, что несравненные соловьиные песни представляют собой инстинкт или унаследованные способности. Однако это не так. Соловьев, живущих в домашних условиях, забирают по весне еще неоперившимися птенцами. Как только он немного привыкают к неволе и начинают брать корм у людей, к ним подсаживают «учителя», который целый день выводит свои трели. В течение месяца птенцы прислушиваются к нему и усваивают его навыки. Такой метод используется в Японии с древности. Это тоже своего рода «воспитание талантов». Старшая птица играет роль учителя для птенцов. Существуют и другие способы тренировки, но главным остается хороший учитель на протяжении первого месяца. Каким певцом окажется птица в дальнейшем, определяется в первый месяц ее жизни. И здесь не играет никакой роли, с хорошими или плохими способностями родился тот или иной птенец. Даже если рассматривать только соловьев, мы видим чудесный пример приспособления к окружающей среде. Если есть хороший учитель, то птенец в ходе своего развития воспринимает его опыт и начинает петь так же красиво. Однако если подсадить к учителю птицу, выросшую в дикой природе, то, как показывает многовековой опыт, ничего подобного не происходит. Таков закон природы. Разве этот пример с соловьями не служит для нас ценным намеком в плане развития человеческих потенциалов?
Лично я в этом глубоко уверен и поэтому ради будущего наших детей прилагаю все усилия, чтобы оказать на них положительное влияние в самом раннем возрасте.