Впервые с тех пор, как западная музыка пришла в Японию, японец занял такое высокое положение в Европе. Это казалось просто невероятным, так как я знал о высочайшей репутации Берлинского оркестра. Быть просто его участником — это уже великая честь. Но чтобы первой скрипкой стал японец Кодзи!..
Для того чтобы занять эту должность, требуются три вещи: 1) тонкое музыкальное чутье, 2) высокое исполнительское мастерство, 3) хороший характер. Все эти качества должны сочетаться в одном лице. Настоящий артист — это человек, отличающийся утонченностью чувств, мыслей и поступков. Именно эти принципы я пытаюсь воспитать в своих учениках. Беззавет-* ное служение искусству в сочетании с этими идеалами помогло Кодзи снискать уважение своих коллег.
Полученное недавно письмо от участника оркестра Хироко Ямады еще раз демонстрирует те любовь и уважение, которые Кодзи завоевал в музыкальном мире.
Кодзи пользуется большим авторитетом у всего оркестра, являясь одновременно самым ,скромным его участником и человеком, к которому всегда можно обратиться за помощью. Я имею право говорить так, поскольку хорошо его знаю.
Впервые Кодзи вышел на сцену, когда мои ученики давали концерт в зале «Нихон Сейнен-кан» в Токио. Тогда Тосии Ето было семь лет. В тот вечер он играл скрипичный концерт № 3 Фридриха Зейтца в сопровождении Токийского струнного оркестра. Иоко Аримацу, которой только что исполнилось пять лет, тоже играла очень хорошо. Закончив выступление, она забросила скрипку себе на плечо и, улыбаясь, вприпрыжку побежала со сцены. Весь зал расхохотался при виде такой непосредственности. А вслед за ней на сцену вышел с крохотной скрипочкой в руках трехлетний Кодзи. Он играл «Юмореску», а его отец аккомпанировал на гитаре. На следующий день главные газеты страны вышли с большими фотографиями Кодзи и заголовками: «Рождение гения», «Блестящий успех», «Чудо» и т. д. Еще до выступления я говорил журналистам: «Талант не дается от рождения, а воспитывается в результате упорной работы. Гений — это человек, который своим трудом добился огромного успеха». Я постоянно повторял и подчеркивал эту мысль, но, к моему сожалению и разочарованию, ее так и не поняли.
Все это было тридцать пять лет назад.